Для создания новых конструкционных материалов, используемых в режимах сухого трения, методом анионной полимеризации капролактама были получены блочные полиамиды, импрегрированные (пропитанные) смазкой. Использованы минеральное масло и воск. На скорость реакции полимеризации не влияло добавление смазки менее 8%. Синтезированы образцы с содержанием смазки от 0% до 8% и испытаны их фрикционные свойства. При различных скоростях скольжения и давления, пропитанный смазкой блочный полиамид с содержанием масла 6% показал самый низкий коэффициент трения, а капролон с содержанием воска 4% показал наименьший коэффициент трения. В широком диапазоне скоростей скольжения предел PV полиамида с оптимальным содержанием смазки
был в 4 раза выше, чем у полиамида, не содержащего смазки. Сравнили пределы PV для капролона с маслом и воском. Обнаружили, что предел PV маслонаполненных образцов выше при относительно низких и средних скоростях скольжения, а на высоких скоростях он выше у капролона с воском.
! ПРЕДЕЛ PV – «ПРЕДЕЛ ДАВЛЕНИЕ/СКОРОСТЬ» - характеристика материала применяемого в качестве подшипника скольжения. Определяется как скорость движения поверхности вала умноженная на давление, которое этот вал оказывает на материал до момента разрушения поверхности. Показывает предельные условия до которых материал выдерживает нагрузки.
1.Введение В области материаловедения, технологии и коммерческого развития основное внимание уделяется материалам на основе полимеров. Среди различных полимеров, полиамид 6, синтезированный анионной полимеризацией капролактама хорошо изучен. Выявлены многие характеристики реакции полимеризации, механизмы инициирования и распространении. В коммерческом аспекте широко используются блочные полиамиды., которые можно производить непосредственно из расплавленных мономеров в форме с использованием натрия в качестве активатора и диизоцианатов в качестве инициатора цепи. Этот процесс имеет преимущество из-за высокой молекулярной массы образующегося полимера, высокой кристалличности и превосходных механических свойств. В настоящее время блочные полиамиды широко используются в качестве конструкционного пластика для скольжения элементов машин.
Однако нейлоны изнашиваются и деформируются из-за тепла образующегося в области трения, например, когда они применяются в качестве механической детали, такой как подшипник скольжения, где может возникнуть значительное трение. Чтобы уменьшить тепловыделение в зоне трения и для уменьшения разрушения полиамида коэффициент трения между скользящими парами должен быть как можно более низким.
Хорошо известно, что коэффициент трения можно уменьшить, уменьшив сопротивление сдвигу s(i) в зоне контакта и повышением прочности пластического течения p(m) материала, тем самым улучшая эффект смазочной пленки
Обычно коэффициент трения µ записывают так:
µ = s(i) / p(m)
В этом исследовании пропитанные смазкой капролоны были синтезированы путем анионной полимеризации расплавленного капролактама со смазкой, такой как минеральное масло или воск, чтобы снизить коэффициент трения полиамида за счет образования пленки с низкой прочностью на сдвиг и увеличить предел PV материала при скользящем движении. Были проанализированы прочность на разрыв, ударная вязкость, твердость и фрикционные свойства пропитанных смазкой блочных полиамидов. Также были проведены исследования, чтобы выяснить, какая смазка и какое содержание может обеспечить капролону превосходные механические и фрикционные свойства, а также высокий предел PV.
2. Эксперименты2.1. Реактивы и оборудование Марка капролактам AP от компании BASF использовалась после барботирования газообразным азотом в течение 3 часов при 100°С.
Масло LP-170F (вазелиновое масло) и парафин DNW-125S c температурjq плавления 53,8С.
Металлический натрий, толуилендиизоцианат TDI и растворители используются без дополнительной очистки.
Формы для отливки размером 250х850х2200 мм были покрыты тефлоном.
2.2. Проведение полимеризации по блочному механизмуПод потоком сухого азота 60 г инициатора цепи TDI. и 600 г капролактама смешивали и перемешивали при 110°С. Отдельно в другой колбе 0,84 г активатора натрия. и 600 г капролактама смешивали в атмосфере сухого азота и поддерживали при 110°С. Всего по 250 г каждого из двух расплавленных растворов добавляли к 10 г масла, предварительно нагретого до 110°С, а затем смесь немедленно отливали в форму с тефлоновым покрытием, в которой поддерживали температуру 155°С.
По мере полимеризации КЛ в форме вязкость системы увеличивалась и текучесть исчезала. Точка, в которой поверхность системы затвердела, называется точкой затвердевания. Время от начала полимеризации до точки затвердевания определяют как время затвердевания, которое можно использовать для грубой оценки относительной скорости реакции. Реакцию полимеризации продолжали в течение 60 мин, в то время как литейную форму продолжали поддерживать при 155°С, чтобы получить капролон с содержанием масла 2% по весу.
Исследование морфологии пропитанного смазкой капролона проводили с помощью оптической микроскопии. Образцы для микроскопического исследования готовили путем нарезки капролона на толщину менее 1 мм.
2.3. Механические свойства маслонаполненных капролоновДля проверки механических свойств маслонаполненного блочного полиамида, были измерены прочность на растяжение и ударная вязкость. Кроме того, твердость полиамида была проверена с помощью твердомера по Шору. Образцы для испытания на растяжение и ударную вязкость были изготовлены по ASTM D-638, тип М-1 и D-258 соответственно. Их предварительно термостабилизировали при температуре 80°С в течение 24 часов.